10 шагов к самостоятельности ребенка по Монтессори

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:10 шагов к самостоятельности ребенка по Монтессори

Для детей от 1,2 года
Детям бывает сложно адаптироваться в мире, где все сделано для взрослых. Поговорим о девяти шагах, которые помогут ребенку быстрее и увереннее начать действовать самостоятельно. Взгляните на окружающую действительность глазами ребенка:

Опуститесь на пол и осмотритесь вокруг с высоты роста ребенка. Советую так провести достаточно долгое время, находясь поочередно во всех зонах, которые посещает ребенок — кухне, гостиной, коридоре, туалете и ванне, а не только в детской комнате. Обратите внимание на расположение выключателей, кранов, высоту стеллажей, шкафов и полок. Подумайте о том, насколько ему удобно жить в таком пространстве для великанов. Смоделируйте несколько ситуаций и постарайтесь найти выход, например, что делать, если хочется есть, нужно помыть руки или достать теплую кофту.

Утоление жажды

Наша задача простроить среду так, чтобы у ребенка не было нужды каждый раз прибегать к помощи взрослого, чтобы выпить воды, ведь он вполне может сделать это самостоятельно. Для этого возьмите небольшой кувшинчик, стаканчик из натуральных материалов (керамика, стекло) и поставьте на видном месте.

Теперь ваша задача — следить, чтобы в кувшине всегда была свежая и чистая вода.

Уборка

Подберите соразмерные веник, совок и щетку и покажите ребенку, как ими пользоваться. Предоставьте ребенку возможности для устранения «мусорных неприятностей», которые нет‑нет да случаются. Покажите, как теперь он может самостоятельно с ними справиться. Покажите, куда принято выбрасывать мусор. Если пользоваться общим ведром ребенку не очень удобно, выделите для него отдельное небольшое ведерко.

На полу может оказаться не только мусор, но и вода, суп или компот. Это хороший пример, чтобы объяснить ребенку, как работают причинно‑следственные связи — разлил, значит нужно убрать. Для этой активности понадобится ведерко, небольшая хорошо впитывающая губка, которой он сможет собрать жидкость, и тряпочка, чтобы вытереть пол насухо.

Уход за домашними растениями

Если ребенок периодически залезает пальцем в горшки с цветами и отрывает от них цветы или лепестки, не торопитесь убирать растения на шкаф. Выберите самые влаголюбивые из них и объясните малышу, как за ними можно ухаживать. Для этого вам понадобится маленькая лейка с тонким носиком и обратите внимание, чтобы отверстие для набора воды не было слишком большим. Иначе ребенок может вылить всю воду в один горшок.

Ухаживать за растениями можно и с помощью пульверизатора — главное, чтобы у ребенка хватило сил нажать на ручку. Предложите очистить листья от пыли с помощью небольшой губки (лучше натуральной) или щеточки‑кисточки.

Место для переодевания

Перед входной дверью повесьте несколько крючков для верхней одежды, организуйте отдельное место для хранения детских ботинок и туфель и положите рядом рожок для обуви. Поставьте низенький стульчик‑пуфик для переодевания и помните, что степень удобства нужно измерять детским восприятием, а не взрослыми критериями.

Дети очень трепетно относятся к порядку, поэтому без крайней необходимости не перевешивайте куртки и не переставляйте стульчик. И самое главное, не нервничайте, если ребенок по вашему мнению тратит на выбор шапки или застегивание ветровки слишком много времени. Заранее выделите на этот процесс (особенно это актуально в начале самостоятельного переодевания) столько времени, сколько необходимо именно ребенку, а не взрослому.

Обед и сервировка стола

Участие в сервировке стола — полезный повседневный ритуал, который станет важным этапом в подготовке к завтраку, обеду или ужину. Начните с развития навыков самообслуживания. Для этого необходимо, чтобы ребенок знал, где хранится его посуда и столовые приборы.

Перед тем как накрывать на стол, постелите защитную салфетку‑протектор. Хорошо, если на нее нанесены метки‑обозначения, чтобы было легче запомнить, где должна стоять тарелка и чашка, а также с какой стороны распологать нож, вилку и ложку.

Ребенку важно чувствовать собственную независимость, поэтому лучше предоставить возможность ему самому выбрать и положить столько еды, сколько он хочет съесть. Для этого поставьте в центр стола супницу или блюдо с едой для всей семьи. Но свобода выбора всегда связана с ответственностью: теперь ребенку необходимо съесть все, что он положил в свою тарелку. Таким образом, контроль переносится с точки выхода (не хочу больше), на точку входа (я попробую немножко, и если понравится, положу себе еще). Правила накладывания‑съедания взаимоувязаны. На первом этапе, окажите ребенку помощь в контроле за размером порции, чтобы он не попал в затруднительную ситуацию.

После обеда ребенок вполне может не только убрать за собой посуду, но и вымыть ее.

Использование холодильника

В холодильнике освободите нижнюю полку для продуктов, которые ребенок сможет брать в течение дня, чтобы перекусить. Это могут быть йогурты, кусочки овощей или фруктов, пюре, морсы, компоты, смузи. Со временем он научится не только брать, но и самостоятельно готовить второй завтрак или полдник. Самое важное, чтобы родители поняли, что их малыш действительно может это делать.

Приготовление пищи

Кухня — это исследовательский рай, именно сюда постоянно тянет ребенка. Сколько бы в комнате ни было дорогих и развивающих игрушек, для малыша всегда будут гораздо привлекательнее тарелки, ложки и кастрюли.

Разрешите ребенку принимать участие практически во всех процессах, которые происходят на кухне, предварительно продумав логистику и безопасность. Не бойтесь, что он что‑то рассыпет или прольет — он ведь уже может за собой убирать.

Кстати, чистка вареных овощей и яиц — это лучшая гимнастика для пальчиков.

Если подобрать правильный нож — десертный нож или нож для масла — его вполне можно доверить ребенку. Этим ножом можно нарезать бананы, вареные овощи, яйца или вареную колбасу.

Ребенок практически любого возраста с легкостью разберется с мультиваркой — с ее помощью можно варить каши и заодно осваивать пропорции.

Покажите, как обращаться с венчиком и миксером, и тогда малыш с минимальной помощью взрослых научится выпекать печенья и маленькие кексики, а там и до бисквита с блинчиками недалеко.

Использование собственного шкафа

Установите удобный шкаф, стеллаж или низкую тумбу с несколькими ящиками — нужно, чтобы мебель соответствовала росту ребенка, и разложите в них все типы повседневной одежды по два‑три комплекта. Рубашки, платья и кофточки повесьте на маленькие плечики.

У каждой вещи должно быть свое место. Позвольте ребенку самому выбирать одежду и не расстраивайтесь, если она не впишется в представление взрослых о стиле.

Покажите разные способы складывания вещей. Дети очень восприимчивы к порядку — они часто настаивают, чтобы каждая футболка, брюки или платье всегда находилась на своем месте, и не переходят к следующим действиям, пока не закончат с предыдущим. Кстати, пересчет вещей — это прекрасный способ освоить первичные навыки порядкового счета.

При введении новых видов активности необходимо показать, где хранятся все материалы, и как их можно использовать. Подходящее время определяйте ситуативно, всегда начиная с предложения: «Ты хочешь поухаживать за растением, убрать мусор, вытереть пыль? Пойдем я покажу тебе, как ты можешь это сделать».

Используя эти подходы, родители способствуют приобретению ребенком функциональной независимости, поднимая его самооценку на уровень «я могу» и «я полезен».

Сверху