16 советов для правильной похвалы

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:16 советов для правильной похвалы

Хвалить ребенка нужно часто и развернуто, давая ему ощущение успешности, значимости, уникальности и неповторимости. Добрые слова стимулируют развитие, стремление и возвращаются сторицей. Как говорят психологи, хвалить и обнимать ребенка нужно не менее 17 раз в день для ощущения полного счастья.

Но делать это нужно правильно, чтобы не навредить неустойчивой психике. Поэтому специалисты выделили 16 советов для правильной похвалы ребенку.

  1. За работу. Если у ребенка есть врожденный талант – это прекрасно. Но хвалить его за это не нужно, ведь никаких усилий к его развитию или обретению он не прикладывал. Настоящего поощрения заслуживают старания и работа, они должны постоянно подкрепляться и стимулироваться добрыми словами и восхищением.
  2. Не за успех. Победы чада тешат каждого родителя. Но хвалить ребенка только за первые места нельзя, ведь соревнований и достижений может быть не много, а вот усилий, приложенных для их осуществления, масса. Поощряйте за любой положительный прогресс, даже если он сегодня сделал что-то чуть лучше, чем вчера.
  3. Мягкий тон. Даже если вы хвалите не от чистого сердца (например, думаете, что можно было лучше, но не хотите расстраивать), следите за своим тоном голова. Стоит сделать его немножко грубее – эффект потерян. Дети тонко чувствуют фальшь, будьте искренними.
  4. Прошлые ошибки. Хвалить надо от чистого сердца, радуясь за ребенка и его успехи, закрывая глаза на прошлые неудачи. Не стоит в этой ситуации вспоминать о минувших промахах и говорить: «Я думала, что ты сделаешь сальто так же плохо, как на тренировке, а у тебя получилось». Так похвала теряет свою ценность, ведь настроение портится из-за напоминания о провалах. Не важно, сколько времени ребенок шел к успеху, и каким был его путь. Главное – дорога пройдена.
  5. Искренность. Всегда честно хвалите ребенка, не пытайтесь сделать из него супермена или героя. Да, он заслужил поощрение, он молодец и сделал все великолепно. Но если ребенок построил красивый домик из песка, не нужно говорить, что это грандиозный замок из кирпича. Ваша лесть приведет к недоверию и скептическому отношению к вашим словам.
  6. Публика. Хвалите ребенка на людях за все положительные поступки. Дайте ему себя почувствовать примером и центром внимания. Но перед всеми хвалить нужно только за реально важные поступки. Фраза «А Маша сегодня сама проснулась» будет выглядеть нелепо.
  7. Не перехвалить. Любое действие имеет границы. Похвала даже за каждый пустячный поступок обесценивает значимость ваших слов и реакций. Обратная сторона медали – комплекс отличника у ребенка. Постоянный восторг родителя приведет к тому, что чадо будет бояться ошибок и зависеть от постороннего поощрения.
  8. Индивидуальность. Похвала «Ты такой талантливый!» и «Маша не такая талантливая, как ты» кардинально отличаются. Не приучайте ребенка обсуждать других людей и принижать их способности. Поощряя ребенка, выделяйте не его привилегии над остальными, особенно если они мнимые, а труд и упорство. Не сравнивайте своего любимца с другими.
  9. Всему свое время. Похвала должна быть уместной и своевременной. Если ребенок закончил действие вчера, а поощряют его сегодня, теряется смысл происходящего. Поэтому хвалите сына или дочь сразу, как только заметили выполнение правильного задания, предварительно убедившись в ее целесообразности.
  10. Повторение. Если вы не можете придумать для похвалы больше трех слов «молодец, умница и супер», расширяйте свой словарный запас. Поощрение должно быть развернутым, полным, чтоб ребенок четко понял, что именно он сделал хорошо. Не нужно, как попугай, повторять одни и те же слова, они вызывают недоумение и подозрение у малыша.
  11. Совершенство. Родители хотят, чтоб их дети были идеальными, предметом гордости, лучше, чем они сами. И если вы ждете от них небывалых побед, совершенства и достижений, нужно либо пройти весь путь с ребенком рука об руку, либо принять любые его успехи. Пусть это не первое место или не выигранная олимпиада, хвалите за любой прогресс и не ждите невозможного.
  12. Язык тела. Ребенка нужно не только хвалить вербально, но и максимально контактировать физически. Перед поощрением улыбнитесь, возьмите его за руки, обнимите, посмотрите в глаза. Иногда язык тела может сказать больше слов. А тепло, исходящее от родителя, простимулирует на победы лучше наставников и тренеров. Обнимайте и целуйте своего ребенка не менее 17 раз в день.
  13. Конкретика. Хваля ребенка, обязательно акцентируйте внимание на конкретной причине. Не просто «Ты такой молодец, просто умничка!» а «Ты прекрасно выполнил упражнение, даже без подсказок, а какие цифры получились стройные!» Поощрение должно быть направленным, чтобы человек мог взять на заметку свой успех и приумножить его.
  14. Негатив. Любая эмоция окрашивает слова и теряет их смысл. Даже если самые ласковые и добрые фразы говорить злым тоном, останется впечатление недовольства, а не поощрения. Никогда не применяйте в похвалах сарказм, гнев или ненависть. Особенно по отношению к ребенку.
  15. Критика. Не критикуйте ребенка, если вы его уже похвалили за этот поступок. Во-первых, ребенок будет после каждый раз ждать удара после хорошей новости. Во-вторых, вы понижаете его самооценку и заставляете думать, что он не сможет достигнуть того идеала, которого вы ждете. Критика должна быть уместной, ведь она запоминается куда лучше похвалы.
  16. Спешка. Хвалите ребенка обстоятельно, полно, развернуто. Поощрение между делом, впопыхах оставит впечатление неискренности и ненужности поступка. А скупые слова ведут к недостаточной мотивации и стимулированию будущих побед.

Из 16 правил нет ни одного невозможного или сложного, все они легко выполнимы. Поэтому, выполняя их без труда, вы достигнете гармонии и взаимопонимания.

Сверху