Детские жалобы и их скрытый смысл

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Детские жалобы и их скрытый смысл

Детские жалобы воспринимаются взрослыми, как капризы или способ обратить на себя внимание в самый неподходящий момент. Но на самом деле они таят в себе скрытый смысл, который нужно обязательно научиться читать, чтобы не упустить важные моменты и посылы ребенка. Не важно, как часто и на что именно чадо жалуется, все равно внимательно отнеситесь к его словам.

Зачастую дети обращают внимание родителей на следующие проблемы: усталость, скука, другие дети, взрослые, ограниченность времени, проблемы в учебе и в жизни в целом. Рассмотрим подробнее, что на самом деле хотят сказать дети, жалуясь на описанные пункты.

Усталость

Жалобы на усталость могут звучать в трех случаях:

  1. Если вы чрезмерно заняты своими делами и не обращаете внимания на ребенка;
  2. Если вы сильно нагрузили его, и он действительно хочет отдохнуть и уйти из-под опеки и командования;
  3. Если ребенок понял метод манипулирования при помощи усталости.

Каждый пункт требует подробного рассмотрения. В первом случае сын или дочь будет жаловаться постоянно, даже если в продолжение дня не было сделано ничего. Причем говорить ребенок будет настойчиво, пытаясь добиться от родителя реакции на свои слова. В этом случае постарайтесь уделить внимание ребенку, чем-то заняться с ним и впредь не погружаться в быт и работу в ущерб отпрыску. Старайтесь постоянно интересоваться его жизнью и занятиями, быть в курсе событий и новостей.

Второй случай, наоборот, говорит о том, что стоит оставить ребенка в покое и не контролировать каждый его шаг. Некоторые родители расписывают детский день буквально по минутам, вставляя в промежутки между кружками и занятиями уборку, мытье посуди и прочее. Живя в таком темпе, несформировавшаяся личность действительно находится на пределе своих сил и требует отдыха. Если это ваш случай, устройте ребенку несколько спокойных дней отдыха.

Третий случай – самый распространенный. Им пользовался практически каждый из нас. Как только поступала просьба о помощи, тут же накатывала усталость, голод или боль. Если ребенок понял, что можно манипулировать взрослым при помощи усталости и не выполнять его просьбы, не нужно кричать и требовать немедленного исполнения. Учтите, что в следующий раз перед заданием нужно спросить о степени усталости и самочувствия малыша. А после утвердительного ответа он уже не сможет прибегнуть к знакомой манипуляции.

Скука

Жалобы на скуку тоже подразделяются на два пункта:

  1. Желание обратить на себя внимание;
  2. Неумение придумать себе занятие.

Любой вариант требует изучения и помощи. Зачастую, если родитель видит постное лицо чада, он предлагает ему банальные, а иногда и откровенно плохие варианты развлечения. Диалог в таком случае звучит так: «Ты почему грустный?» - «Мне скучно…»- «Если скучно, иди, убери у себя в комнате, станет веселее». Итог: проблема не решилась, состояние ухудшилось, поскольку добавилась еще и обида.

В первом случае постарайтесь не искать себе оправданий и проанализировать, насколько вы близки с ребенком. Проводите с ним больше времени, узнавайте о его друзьях, делах, интересах. Научите его взаимодействовать с собой и окружающими. Проблема решится сама с нарастанием общения.

Второй случай потребует помощи родителя. Если самостоятельно ребенок не может придумать себе занятие, разработайте план на несколько дней с поэтапными переходами от игр к совместному времяпровождению. Например, два часа он играет машинками, потом вы вместе читаете книгу, после просмотр мультика и поход в магазин. С таким чередованием стройте расписание на каждый день. Постепенно ребенок сам сможет выстраивать такие графики и занимать себя.

Другие дети

Жалуются на друзей, знакомых, одноклассников и соседей по площадке все дети. Но особенное внимание стоит обратить, если эти кляузы принимают постоянный характер. Когда ребенок стабильно акцентирует внимание, что все остальные дети вокруг него плохие, потому что «Вера меня ударила, Паша толкнул, а Миша не делится машинками». Если это звучит из уст трехлетнего карапуза, можно не беспокоиться, в таком возрасте дети еще не умеют дружить и делиться. А вот ребенок старшего возраста должен вызвать волнение родителя своими систематическими жалобами на сверстников.

Причиной такого поведения зачастую является неумение коммуницировать с другими детьми. Этому могут быть две проблемы: он не приучен к общению с одногодками или много времени проводит с семьей, где ему всегда уступают. Чаще всего эти два варианта сочетаются, создавая глобальную основу.

Действия родителя должны быть однозначными:

  1. Максимально часто давать ребенку возможность оставаться наедине со сверстниками, не решать его конфликты и проблемы вместо него;
  2. Установить дома новые правила общения, прекратить потакать младшему только из-за его возраста;
  3. Доступно объяснять ребенку, почему Миша не плохой, а Валя вообще хорошая девочка. Но ни в коем случае не винить чадо в неправильном поведении. Нужно не занизить его самооценку, донести, что есть другие способы общения.

Взрослые

Другие взрослые могут подвергаться детской критике не реже одногодок. И не потому, что его окружают деспоты, не способные найти общий язык. Скорее всего, взгляды на воспитание в вашей семье и человека, на которого жалуется ребенок, кардинально отличаются. Например, бабушка считает, что нужно всегда одевать на улицу теплую кофту и нельзя есть мороженое. А вы выходите гулять в футболке и обязательно лакомитесь пломбиром в парке. Ребенок воспринимает поведение родителя, как истину, а поведение бабушки, как нарушение и неправильное отношение. То же происходит и с воспитателями в саду. Если вы на выходных не спите днем, а в группе дневной сон обязателен, малыш воспринимает это как принуждение. Зачем спать, если мама разрешает этого не делать?

Чтобы избежать подобных жалоб, нужно всем взрослым, принимающим участие в жизни ребенка, выстроить одну линию воспитания и придерживаться ее. Если нужно есть первое блюдо, значит, его нужно есть везде. Если в обед ребенок отдыхает, укладывают его и дома, и в саду, и у бабушки. Несоблюдение режима случается, но с обязательными пояснениями, что это единично и не является нормой.

Свободное время

Если ребенок хронически жалуется на нехватку свободного времени и незавершенные дела, нужно рассмотреть внимательно причину происходящего. Например, вы постоянно слышите: «Я не успела нарисовать домик, я не успел убрать игрушки, я пропустил любимый мультик». Почему так получается?

Психологи выделяют две проблемы, ведущие к нехватке времени:

  1. Ребенок перегружен и ему действительно некогда полноценно отдохнуть или заняться другими делами.
  2. Ребенок не умеет планировать и распределять свое время.

Каждый из пунктов требует контроля родителя и участия в решении проблемы. Первый вариант должен заставить взрослых задуматься о загруженности ребенка и дать ему возможность не только учиться, но и наслаждаться детством. Выберите не четыре, а две секции для посещения, не перегружайте дитя домашними обязанностями, больше бывайте на улице и поощряйте его общение со сверстниками.

Второй вариант сложнее, нужно учить ребенка планировать и расставлять приоритеты. Сначала напишите дневное расписание вместе и следите за его выполнением. Чередуйте игры с помощью по дому и развивающими занятиями. Наблюдайте за ребенком со стороны, насколько он будет заинтересован в соблюдении распорядка. Если малыш заигрался, а приближается время смены занятия на менее приятное, напомните ему об этом заранее, чтоб он смог морально подготовиться. Ежедневное выполнение плана не только лишит вас жалоб, но и организует ребенка.

Детский сад

Маленький коллектив детского сада – это целый мир для малыша, с его устоями, правилами и проблемами. Поэтому любые жалобы, даже самые пустяковые, нужно внимательно выслушивать и не принижать их значимость. Да, «у меня в садике Маша не ест кашу или я пою хуже, чем Сеня» для вас звучит пустяково. Но поверьте, ребенок воспринимает эти трудности глобально и ищет в вас поддержку, жилетку, которая может помочь и вернуть веру в собственные силы.

Не пытайтесь переубедить чадо, что его проблемы не стоят обсуждения, что ваши ситуации намного важнее и приоритетнее. Ребенок не готов в период собственного расстройства становиться опорой для вас. Да, и не нужно ему это.

Если малыш жалуется, что его умения не дотягивают до уровня одногруппников, можно записать его в секцию. Например, «Катя лучше меня рисует, у меня никогда так не получится», а «Таня очень красиво танцует, я рядом с ней, как слон». Тогда можно записать ребенка на рисование и танцы, дабы не развивать в нем комплекс неполноценности. Но в любом случае именно вы должны стать той опорой и поддержкой, которая уравновесит его чувства и вселит веру в себя.

Жизнь

Некоторые даже не поймут, как у маленького человечка уже могут быть проблемы в жизни? Ведь за него все решают родители, ему не нужно думать о своем пропитании, одежде, быте. Но нет, дело не в материальных благах. Фразы «у меня все плохо» или «бывало лучше» можно услышать даже от детей состоятельных родителей. Это дает о себе знать темперамент и склад характера. Он замечает вокруг себя только негативные вещи, зато жизнь друзей и знакомых ему кажется идеальной и беспроблемной. Причина этому пессимизм.

Откуда же он берется? Пессимисты вырастают из семей с постоянными проблемами и их беспрерывным обсуждением. Когда ребенок слышит дома только о неприятностях, требующих срочного решения, его восприятие мира сводится к черным краскам. А от окружающих он не слышит ничего подобного, поэтому их быт ему кажется безоблачным.

Чтобы не допустить развития пессимистического настроя, возьмите за правило разговаривать дома о хорошем и делиться за ужином приятными событиями.

Никогда не оставляйте детские жалобы без внимания, какими пустяковыми они бы вам не казались. Старайтесь помочь ребенку в его начинаниях и станьте его лучшим другом.

Сверху