Как правильно хвалить ребенка

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Как правильно хвалить ребенка

Много сказано и написано о том, что ребенка нельзя часто критиковать, ругать и наказывать – можно ему этим навредить. Поэтому часто родители не скупятся на похвалу и стараются выразить свое одобрение при любом удобном случае. Оказывается, похвала без меры способна нанести не меньший вред, чем постоянная критика.

Когда ребенок привыкает слышать похвалу за каждое свое действие, он не просто к ней привыкает, он становится от нее зависимым. Одобрение родителей становится для него главной мотивацией в поступках, и эта установка будет определять его поведение и в дальнейшей жизни. И среди взрослых часто встречаются люди, слишком зависимые от мнения окружающих, ежедневно испытывающих потребность заслужить положительную реакцию от коллег, друзей и родных. Может быть, такого человека просто перехвалили в детстве?

Хвалить ребенка надо с умом. Психологи не советуют вешать на детей ярлыки типа «хороший мальчик». Фразы «Ты моя умничка!» или «Какой ты молодец!» не содержат в себе никакой информативности и не выражают родительской заинтересованности. Например, ребенок бежит к маме хвастаться своим очередным художественным «шедевром». «Здорово, какая красота», - отмахивается мать формальным выражением. В первое время маленький человечек может даже испытывать разочарование от такой реакции, но постепенно он станет ждать привычных фраз.

Такая зависимость становится достаточно сильной, и не получив однажды очередную порцию похвалы, ребенок будет очень переживать, начнет терять веру в себя и будет недоумевать, почему же он перестал быть хорошим.

Поэтому специалисты рекомендуют не просто хвалить, а объяснять. Не просто «ты мой маленький художник!», а «Ух ты, какое яркое оранжевое солнышко ты нарисовал», «Ты сегодня быстро застегнул все пуговицы» или «больше всего мне понравился этот красно-зеленый кораблик, ты сама его вырезала?».

Это уже проявление интереса и внимания, ребенок понимает, что именно он хорошо сделал, видит конкретный результат своей работы и уже сам делает вывод, почему он такой «молодец». В дальнейшем он научится анализировать, стремиться к лучшему, совершенствоваться, а не просто пытаться угодить окружающим.

Это не значит, что нельзя погладить ребенка по голове и назвать его умницей, без проявления ласки никак не обойтись. Нужно чувствовать меру в любых проявлениях родительской заботы: похвала, как и критика, должна быть конструктивной.

Сверху