Как развить ответственность и способность к самоорганизации у ребёнка

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Как развить ответственность и способность к самоорганизации у ребёнка

Наше образование начинается с пинка. Часто мы не спрашиваем и не интересуемся у ребёнка, чего он хочет, в чем его интерес. Мы решаем за него. Что и в каком порядке изучать. В какое время. И речь здесь идет не только и не столько о маленьких детях, для которых важны границы и режим, созданный из вне.

Принцип «делай как сказано, потому что надо» является девизом на протяжении всех лет стандартного школьного обучения. Таким образом у ребёнка поддерживается и создается внешний локус контроля. А внутренний никак не стимулируется. Если не считать за стимул наказание в виде двойки и выволочки от учителя и родителя, провоцирующие страх, стыд и желание собраться и выполнить требования, чтобы не чувствовать неприятные эмоции.

Что такое локус контроля? Это способность производить волевое усилие и делать вещи не только легкие и приятные, но и занимающие время, требующие труда и терпения, возможность организовываться и соблюдать сроки, учитывать время, регулировать и распределять работу и нагрузку. Локус контроля может быть внешним и внутренним.

Внешний локус контроля- это тот самый пинок, который дается ребенку в виде строгих указаний, угроз, наказаний, поощрений, требований. Если всю жизнь заниматься жёстким контролем, забирать у ребенка всю ответственность за его действия, обвинять, лишать его возможности предъявлять свои желания, то мы парализуем его волю.

Взрослые становятся внутренней волей ребенка на долгие годы. Именно поэтому так многим из нас не удается организовывать себя. Вырастая, мы продолжаем жаждать пинка. Нам требуются тираны начальники, восьмичасовой рабочий день, отпуск в две недели, чтобы не сильно расслабляться. Многие мечтают о своем бизнесе, о стройной фигуре, заниматься спортом, но мало кто идет к этим целям и достигает их.
Какой выход из такого положения?

Все мы родом из детства. И формирование способности отвечать за себя начинается там. Необходимо помогать ребенку формировать внутренний локус контроля – способность самоорганизовываться, опираться на себя. Для этого нужно поддерживать, помогать, спрашивать, слышать его ответы, его чувства, учитывать их, отдавать ответственность , учить отвечать за свои действия, принимать, любить любым, быть рядом, быть его защитником.

Сверху ""