Мудрые советы Монтессори: 8 шагов к детской самостоятельности

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Мудрые советы Монтессори: 8 шагов к детской самостоятельности

Когда ребенок минует годовалый рубеж, он готов зарождать в себе ростки самостоятельности. А если внимательно понаблюдать, он стремится к этому, исполняя простые задания и не давая родителям полностью все делать за него. Но иногда одного детского желания мало. Малышу сложно адаптироваться в мире, где все создано для взрослых и приспособлено к их размерам.  Как полуторогодовалый ребенок может достать нужные игрушки с полки или банально попить воды? Ему приходится постоянно прибегать к помощи взрослых.

Чтобы развить детскую самостоятельность, Монтессори предложил 9 шагов:

Смена ролей. Примерьте на себя роль ребенка. Для этого опуститесь на уровень его роста и исследуйте пространство квартиры. Можно опуститься на колени и так обойти все комнаты. Посмотрите, что вы можете достать, что недосягаемо, но необходимо. Постарайтесь устроить быт так, чтобы ребенок мог самостоятельно взять теплые вещи, помыть руки или сложить игрушки в шкаф. Обратите внимание на расположение опасных мест: розеток, углов, режущих предметов. А вот выключатель лучше перенести на уровень пояса, чтобы ребенок мог беспрепятственно пользоваться им.

  1. Вода. Для развития самостоятельности нужно предоставить малышу все необходимое и разместить в зоне доступа. Например, утоление жажды. Чтобы не прибегать постоянно к помощи взрослых, позаботьтесь о свободном доступе чада к воде. Сейчас есть всевозможные бутылочки и стаканы непроливайки, удобные как для родителей, так и для ребенка. Но в развитии навыков они не помогают. Нужно поставить на видном и удобном месте кувшин с водой или другим напитком небольшого размера, чтоб ребенок мог его поднять. Рядом расположить стакан из небьющегося материала. Остаточная задача родителя – следить за свежестью и наличием напитка.
  2. Приобщение к чистоте. Даже полуторогодовалый малыш может убирать за собой и пользоваться простыми предметами. Приобретите игровой или просто маленький набор из небольшого веника, совка и ведерка. Дома покажите ему, что любое созданное загрязнение нужно удалять самостоятельно. Если это мусор – замести его веником на совок и выбросить в мусорное ведро. Можно даже завести дополнительное небольшое ведро, чтобы малыш не использовал общее. Разлитые жидкости вытираются губкой, выжимаются в ведерко. После пол вытирается насухо. Все, что понадобится для приучения малыша к чистоте – губка, мягкая чистая тряпочка для пола, веник, совок и ведро.
  3. Домашние цветы. С детства ребенка нужно приучать к бережному отношению к природе, будь то животное или цветок в горшке. Уход за домашними растениями может стать следующим шагом к самостоятельности. Предварительно нужно купить небольшую лейку с узким носом и небольшим горлышком, мягкую тряпочку и детский пульверизатор. Использовать взрослый не стоит, поскольку детские пальчики не нажмут упругую ручку. Первые несколько раз ухаживать за растениями нужно вдвоем. Из леечки поливать, объясняя, что нельзя переливать водичку через край. Листья орошать из пульверизатора, протирать мягкой тряпочкой. После нескольких процедур ребенок самостоятельно сможет ухаживать за растениями.
  4. Верхняя одежда. Полностью одеваться самостоятельно крохе тяжело, но одеть верхнюю одежду и обуться он сможет. Пусть поначалу на это будет уходить много времени, но постепенно малыш будет учиться и освоит процедуру на уровне взрослого. Чтобы обеспечить ребенку свободный доступ к куртке, прикрутите несколько крючков в коридоре на уровне детского роста, а для обуви и головных уборов выделите отдельную полочку. Даже в спешке давайте ему одеться и застегнуться самостоятельно, выбрать шапку и обуть сапожки. Единственная помощь взрослого может заключаться в завязывании шнурков.
  5. Прием пищи. Это один из самых важных навыков, ведущих к самостоятельности. Умение обслужить себя и сервировать стол станет первым этапом в освоении кухни и приготовлении пищи в будущем. Для начала разместите детскую посуду в пределах досягаемости малыша. Учтите, выбирать тарелку и чашку нужно из прочных материалов, чтобы не поранить осколками ребенка. Перед принятием пищи позвольте ему самостоятельно взять свои приборы и расставить их на столе. Чтобы они не скользили, постелите салфетку с прорезиненным основанием. Вторым шагом будет определение детской порции. Если раньше родитель решал, сколько должен съесть ребенок, сейчас нужно дать ему право выбора. Он должен сам насыпать себе столько, сколько захочет. В таком случае не только развивается самостоятельность, но и ответственность за свои решения. Объясните малышу, что порция в его тарелке должна быть съедена полностью, ведь именно он определил ее размер. В первые несколько раз помогите ребенку правильно насыпать и принимать решение. После еды чадо самостоятельно убирает посуду и может под присмотром взрослого ее помыть.
  6. Легкие перекусы. Зачастую родители не разрешают ребенку открывать холодильник без присмотра. И вынуждают его обращаться к помощи, даже если ему хочется съесть яблоко. Но выделив младшему члену семьи нижнюю полку можно стимулировать самостоятельные перекусы. Поставьте на нее йогурты, пюре, фрукты, печенье. То, что можно съесть в течение дня без вреда для здоровья. Постоянно контролируйте наличие продуктов на полке и не допускайте ее заполнения кастрюлями или опасными блюдами. И если вы решили дать доступ ребенку к холодильнику, уберите из него медикаменты.
  7. Кухня. Помогать в приготовлении пищи нравится всем детям. Это дарит им ощущение значимости и «взрослости». Не отказывайте ребенку в желании помочь вам по хозяйству. Конечно, сложные процессы доверять не стоит, но даже маленький ребенок может управляться с тестом, резать ножом для масла вареные овощи, мягкие фрукты, выпечку. Так не только стимулируется самостоятельность, но и появляется аппетит, поскольку приготовленное собственноручно блюдо понравится гораздо больше родительского. Можно доверить перемешивание салата, промазывание коржей торта или формирование печенья. Главное – безопасность процесса и контроль. И даже если ребенок опрокинет на пол ингредиенты, он сможет закрепить навык уборки, очистив загрязнение самостоятельно.
  8. Шкаф для вещей. Детки после года достаточно трепетно относятся к порядку и определению места для каждой вещи. Это можно использовать для развития самостоятельного ухода за собой и своим имуществом. Расположите в детской небольшой шкаф, который ребенок будет открывать без труда и пользоваться им по своему усмотрению. Сначала родитель должен разложить детские вещи вместе с крохой, показать, как их правильно складывать и хранить. В дальнейшем он сам будет складывать вещи в шкаф и определять, что одеть. Даже если выбранные вещи не будут сочетаться, не нужно критиковать ребенка и навязывать ему свое мнение. Главное – он самостоятельно за собой ухаживает. И никогда без его ведома не перекладывайте вещи на другие места, иначе результат будет потерян.

Соблюдая эти правила можно привить ребенку самостоятельность с малых лет. Но будьте готовы к неминуемым ошибкам, не критикуйте и не отталкивайте его. Любое начинание нужно поддерживать и укреплять. Постепенно можно вводить новые способы ухода за собой и домом, но делать это только с согласия ребенка.

Сверху