Развитие детской самоорганизации и ответственности

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Развитие детской самоорганизации и ответственности

Родители мечтают о самостоятельных, организованных, серьезных и целеустремленных детях, не давая при этом им свободно вздохнуть. Ведь на каждом шагу их решения душат, навязывая собственные или общественные. Ребенок не может сам решить, что ему изучать в школе, какие интересы определяют его будущее или даже что одеть сегодня в школу.

Каждый раз все определяется без его участия. Система образования навязывает каноны обучения и предметы, которые нужно знать обязательно. Родители контролируют каждый шаг, круг общения, занятия и увлечения. И никто не считается с мнением подрастающего поколения, не беря во внимание их мировоззрение.

Ребенок привыкает к укладу внешнего давления и замещения собственных решений взрослыми. Он занимает позицию ведомого, не имеющего сил бороться и противостоять. Если ему не интересен предмет в школе, нет желания его изучать, подросток не может воспротивиться системе и получать плохие оценки. Иначе на него будут оказывать давление все: учителя, родители, родственники. В итоге подросток будет наказан, унижен в школе и внутреннем коллективе, прослывет балбесом и неудачником. И он вынужден подчиняться, несмотря на свои интересы и мнение.

К чему приводит подавление собственного мнения

Постоянный контроль и наказания за непослушание (а именно так воспринимается наличие собственного мнения) приводят к зависимости и несамостоятельности. Человек с детства привыкает слушать окружающих и подчиняться их решениям. В дальнейшем он не сможет нести ответственность, делать что-то согласно своему восприятию и проявлять инициативу. Вырастет очередной исполнитель чужой воли, нуждающийся в сильном начальнике-покровителе и стабильном рабочем графике. А из-за постоянного контроля в детстве, бывший ребенок не готов развиваться и добиваться высот, он не может набраться смелости для выражения собственных желаний и чувств. Ему нужен пинок или человек, толкающий его вперед. Пусть это будет деспот-директор, авторитарная мама и жестокий отец. Человек привык испытывать чувство страха, стыда и только они толкают его к действиям.

Замещая его волю собственной, родители лишают ребенка уверенности в себе в будущем.

Как не допустить этого

Чтобы вырастить самостоятельную и организованную личность, расширяйте границы детской ответственности. Как только чадо переступило школьный порог, дайте ему принимать решения. Сначала в мелочах: что одеть, что взять в школу, какую секцию посещать, сколько и каких друзей иметь. Постепенно увеличивайте круг: самостоятельный поход домой, покупка хлеба, обязанности по дому и прочее. Чем больше вы доверяете, тем большую значимость чувствует ребенок.

Но учтите, даже если у чада не все получается, ваша задача поддерживать его и принимать таким, какой он есть. Забудьте о критике и ругани, станьте опорой, поддержкой и надежным тылом.

Сверху