Влияние детской злости на формирующуюся психику

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Влияние детской злости на формирующуюся психику

Эмоции присущи каждому человеку, будь то ребенок или уже сформировавшаяся личность. И подавлять возникающие вспышки не стоит, дабы не навредить подрастающему человеку. Даже если родителю кажется, что проявляемая злость – это признаки непослушания и бесконтрольности, угнетение чувства может привести к печальным последствиям:

  1. Нарушаются цели и желания. Ребенок не может определиться, чего он хочет, к чему стремится.
  2. Проявляются расстройства личности. Малышу сложно себя идентифицировать и охарактеризовать, он не может понять, какое место он занимает в обществе и семье. Вследствие подобных нарушений формируются проблемы со здоровьем.
  3. Возникают неконтролируемые вспышки эмоций. Это может быть как злость, так и депрессия, склонность к самокритике, которая в будущем будет портить адекватное восприятие себя и своих поступков.
  4. Нарушается восприятие окружающего мира. Черное становится белым и наоборот. Может возникнуть неоправданная жестокость, как выход нереализованной злости. Люди могут казаться хуже, чем они есть.

И все эти последствия вытекают из подавления простой и понятной эмоции злости, которую ребенок должен выплескивать и избавляться от груза недовольства.

Разновидности злости

В современном мире злость воспринимается как что-то негативное и порочное. Злым быть плохо, нужно всегда улыбаться и желать всем только хорошего. Но это ошибочное восприятие, калечащее своим влиянием детскую психику. Ведь здоровая злость – это защита своих границ и умение отстаивать свои интересы. И чем больше подавлять ее проявления, идя на поводу общественного мнения, тем меньше ребенок обозначает пределы допустимого и сам их видит. Его восприятие начинает варьироваться, либо нарушая чужие границы, либо сужая свои. Что в равной степени плохо и недопустимо.

Злиться может и даже должен каждый. Важно научиться самому и помочь ребенку правильно выражать эмоции, не оскорбляя и не задевая окружающих.

Как научить ребенка злиться правильно

Детская реакция на раздражитель зачастую однозначна: истерика, драка, слезы, крик. Например, у ребенка на площадке забирают игрушку. Какова будет его реакция? Злость. Вот только проявиться она может по-разному: кто-то будет бить оппонента, кто-то расплачется и побежит искать защиты у мамы, кто-то будет отбирать ее назад. Но все это, несмотря на разницу выражений, остается злостью. И обязанность взрослого – научить ребенка правильно ее выражать, не прибегая к применению силы или оскорблений.

Нужно показать малышу, что проблемы решать можно словесно и уравновешенно. И вместо криков, сказать обидчику: «Я злюсь, из-за того, что ты забрал мою игрушку. Если ты не отдашь мне ее, я буду забирать». Таким образом, ребенок не подавляет свою злость, учится ее правильно выражать, не задевая чувства других, но обозначая свои границы и удерживая позиции.

Обязательное условие обучения ребенка – собственный пример и правильное решение домашних конфликтов. Поэтому родители должны в первую очередь сами научиться контролировать себя и управлять своей злостью. К примеру, ребенок заигрался на площадке, но настало время идти домой. Конечно, он не хочет и пытается слезами и криками заставить маму остаться на месте. В таком случае кричать и бить ребенка – значит подавлять в нем злость и нарушать границы общения. Нужно показать пример своим поведением: «Я понимаю, что тебе хочется еще гулять, и ты злишься на меня за то, что я веду тебя домой.

Я понимаю твою злость, я бы тоже злилась в таком случае. Но у нас есть правила и сейчас нужно идти домой. Поэтому бить меня не нужно, мне больно, и я не позволяю так с собой обращаться. Объясни мне без крика и слез, почему ты злишься, и я постараюсь тебе помочь». Даже если с первого раза не будет достигнут желаемый эффект, первый кирпич в правильное построение отношений и контролирование злости будет заложен.

Злость нужно принимать и осознавать ее причины. Иначе впоследствии неправильное обращение с этой важной эмоцией приведет к большим проблемам. Под обличием злости может крыться осознание собственной значимости и установленные ценности. Тогда подавление приведет к нарушению и искажению собственных понятий.

Сверху