Воспитание ребенка с учётом темперамента

ЖУРНАЛ - ДЕТСКИЙ ПСИХОЛОГКомментарии к этой записи отключены.

Вы здесь:Воспитание ребенка с учётом темперамента

Понятие темперамента возникло еще в античные времена - о нем говорили известные врачи Гиппократ и Гален. Уже они заметили, что людей можно условно сгруппировать по степени жизненной активности. В 20 веке ученые, в том числе российский физиолог И.П. Павлов, вернулись к вопросу о существовании темперамента, и вновь выяснили, что каждый человек по-разному реагирует на раздражители окружающей среды, и зависит это от типа высшей нервной деятельности. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик – это устойчивые типы, независящие от окружения, обстоятельств, но серьезно влияющие на поведение ребенка.

О чем нужно помнить родителям

Темперамент - свойство врожденное, унаследованное. Дитя от рождения впитывает в себя темперамент одного из родителей или прародителей.

На темперамент и связанные с ним поведенческие реакции сложно влиять, особенно в раннем детстве, тем более самому ребенку.

Ребенок не виноват, что он такой (об этом следует помнить родителям, темперамент которых противоположен темпераменту их ребенка).

Темперамент не характеризует интеллектуальные качества, ум, память, эрудиция или личностные характеристики - доброту, смелость, хитрость. Он не бывает хорошим или плохим, подходящим или удобным. Он как данность.

Рассмотрим, как общаться с детьми разных типов темперамента.

Холерик. Как с этим быть?

Малыш энергичный, порывистый, эмоциональный, временами резкий и неуравновешенный. Его настроение быстро меняется. Когда чем-то недоволен, ребенок вспыхивает, устраивает сцены, но скоро остывает или даже забывает о причине своего гнева. Когда чем-то увлечен, способен свернуть горы, но энтузиазм легко угасает.

Как воспитывать?

Недопустимое поведение ребенка пресекать по возможности резко и достаточно жестко - до превращения мелкой шалости в долгую истерику.

Быть последовательной и справедливой: сразу объявлять наказание после провинности, и не менять решения под влиянием обстоятельств.

Искать вместе с ребенком выход его неуемной энергии (в том числе в виде подходящего хобби или занятия).

Обсуждать поведение ребенка, когда он спокоен, в хорошем настроении.

Не припоминать старые прегрешения (принцип обсудили - и отпустили).

Сангвиник. Как определить?

Этот малыш энергичный, позитивный, буквально неунывающий. Он любит яркие впечатления и легко переходит от одного к другому. Неудачи не пугают и не сильно расстраивают сангвиника. Когда он увлечен чем-то, то очень трудолюбив, но если ему не интересно, то результат будет хуже среднего.

Как воспитывать?

Устанавливать минимум запретов и максимально удовлетворять любопытство - тогда не будет поводов наказывать энергичного и любознательного сангвиника.

Лучшее наказание – скука, молчание, тишина, лишение общения.

В случае провинностей не ругать, а предлагать повиниться самому, так как для ребенка сангвиника очень важно его доброе имя, хорошее мнение родителей и близких о нем.

Флегматик. Как определить?

Он уравновешенный, невозмутимый (даже скупой на эмоции), внешне спокойный. Если стремится к чему-то, то это надолго. Если ребенок увлечен чем-то, то идет до конца, до результата. Правда, увлечь его непросто. Да и темп выполнения любого дела будет, мягко говоря, медленным.

Как воспитывать?

Устанавливать четкие правила: ребенок-флегматик будет их легко и без капризов выполнять - до тех пор, пока они ему понятны.

Забыть об авторитарном стиле воспитания и проговаривать, обсуждать все конфликтные ситуации и спорные вопросы буквально с 3-4 лет.

Позволять ребенку выполнять поручения в своем медленном темпе.

Предвидеть возможные шалости и по возможности предупреждать их: так как флегматик шалит потихоньку, последствия могут превращаться в неприятные сюрпризы в самые неподходящие моменты.

Меланхолик. Как определить?

Малыш ранимый, чувствительный, склонен остро переживать обиды, неприятности, неудачи и долго о них помнить. Меланхолику сложно адаптироваться к меняющемуся окружению, он долго привыкает к новым местам и людям. При этом ребенок умеет сопереживать, буквально чувствовать другого человека, способен стать верным другом и любящим, внимательным помощником родителей.

Как воспитывать?

Устанавливать понятные ребенку правила поведения, объяснять запреты - иначе малыш-меланхолик будет настойчиво себя жалеть, возможно.

Чаще беседовать с ребенком, объясняя причины событий объективно и с оптимизмом.

Метод кнута предпочитать методу пряника - меланхолики очень любят похвалы и поощрения, но помните, что похвалы должны быть заслуженными.

Любая подсказка полезна в нелегком деле воспитания. Когда пытаетесь упростить общение с ребенком, облегчить родительскую задачу с помощью диагностики детского темперамента, помните:

это не диагноз и не приговор, но темперамент нужно учитывать, особенно если ваш темперамент отличается от темперамента ребенка;

не бывает чистых носителей темперамент, есть лишь преобладание какого-либо типа;

темперамент не основная характеристика человека - на наше поведение влияет многое, и наследственность, и окружение, круг общения, и воспитание;

темперамент может меняться по мере взросления ребенка, поэтому воспитательные методики нужно менять, и методы воздействия время от времени пересматривать.

Сверху