Психолог детский - услуги консультации психолога
02.06.2020

Словарь по психологии раннего развития ребенка

Глоссарий терминов детского психолога

Условное реагирование – это психологическая реакция взрослых или родителей на поведение ребенка, и связана она с фокусом внимания ребенка, например, когда родитель улыбается ребенку.

Неблагоприятные переживания и события детства – это потенциально травмирующие события или обстоятельства, которые могут иметь негативные, длительные последствия для здоровья и благополучия во взрослом возрасте. Эти переживания варьируются от физического, эмоционального или сексуального насилия до развода родителей или лишения свободы родителя или опекуна.

Аллостатическая нагрузка – это физиологический «износ тела», возникающий в результате повторного или хронического стресса. Это понятие обычно используется для описания того, как частая активация систем реагирования на стресс, которые необходимы для управления острыми угрозами, может на самом деле нанести вред организму в долгосрочной перспективе.

Привязанность – это эмоциональная связь между младенцем и одним или несколькими взрослыми. Младенец будет тянуться к этим людям в неблагоприятных для себя условиях, особенно это заметно во время фазы развития младенца, когда присутствие незнакомцев вызывает беспокойство. Кроме того, ребенок страдает, если отделен от тех, к кому  привязан.

Автономная нервная система (АНС) – это двойственность нервной системы, которая проявляется в основном неосознанно и регулирует такие функции организма, как частота сердечных сокращений, частота дыхания, пищеварение и реакция зрачка глаза на свет. Эта система является основным механизмом управления реакцией «бей или беги».

Совладание – это  усилие по удержание контроля над собой или окружающей средой, приводящей к состоянию стресса. Это ключевая концепция в исследовании устойчивости психики ребенка. Совладание включает в себя такие стратегии, как решение проблем, поиск поддержки, попытка контролировать боль, саморегуляция и самоуверенность.

Корреляция и причинность – это основные исследовательские термины, которые различают эффект, возникающий вместе с определенным состоянием окружающей среды (корреляция), но не обязательно в результате этого условия (причинность).

Кортизол — это стероидный гормон, вырабатываемый корой надпочечников. Кортизол часто считают «гормоном стресса», но он также выделяется в условиях низкого стресса и играет важную роль в повседневном функционировании, повышается и понижается во время цикла сна-бодрствования, когда он регулирует обмен веществ и резко повышает нашу иммунную защиту. Когда мы находимся в состоянии стресса, мы производим высокий уровень этого гормона. Хроническое или частое повышение уровня кортизола может привести к органическим изменениям в мозге, приводящим к нарушениям когнитивных функций, плохому развитию мышления и износу многих органов и тканей организма.

Когнитивная функция мозга – это познавательная способность человека. Когнитивная функция мозга – это способности, которые позволяют нам взаимодействовать с окружающим миром. К ним относятся внимание, восприятие, память, мышление и другие мыслительные процессы. Когнитивные функции могут подвергаться когнитивным нарушениям.

Когнитивное нарушение – это снижение мыслительных функций таких, как память, внимание, концентрация, восприятие, чувства, воображение, логическое мышление, способность к принятию решений и способность понимать эмоции других людей, по сравнению с нормой.

Критические периоды – это время в течение жизненного цикла организма, когда он наиболее чувствителен к воздействиям или стимуляции окружающей среды, чем в другие периоды его жизни. Если по какой-то причине организм не получает соответствующего стимула в течение этого «критического периода» для изучения определенного навыка, может оказаться трудным, в конечном счете, менее успешным или даже невозможным развитие некоторых функций в более позднем возрасте.

Кумулятивный риск – это комбинированное воздействие нескольких или повторяющихся факторов риска.

Кибернетическая теория – это изучение регуляции и управления в системах с помощью обратной связи, используется для объяснения аспектов целенаправленного поведения людей. Американский математик Норберт Винер во время Второй мировой войны, создал теорию для описания и разработки механизмов, которые опираются на обратную связь для изменения направления.

Психология развития – это область психологии, связанная с процессами изменений на протяжении всей жизни. Психологи развития сосредоточены преимущественно на развитии детей, а сама психология развития стала синонимом детской психологии.

Что такое раннее детское развитие. С точки зрения детской психологии развитие в раннем детстве часто понимается как процесс, который начинается с зачатия и продолжается до 8 лет. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален, общие закономерности развития схожи. В этот критический период у детей развиваются двигательные, когнитивные, языковые и социально-эмоциональные навыки и закладывается основополагающая структура мозга. Все развитие в течение жизни основывается на фундаментальных способностях, созданных в раннем детстве. Раннее детское развитие также определяют как комплексный подход к политике и программам для детей и их родителей.

Эпигенетика – это новое понятие в психологии, содержащее изучение изменений в организмах, вызванных изменением экспрессии генов, а не изменением самого генетического кода. В этой быстро развивающейся области исследований рассматривается роль опыта, окружающей среды, питания и других внешних факторов в изменении экспрессии генов, в том числе от поколения к поколению.

Управленческие функции и навыки саморегуляции – это мыслительные процессы, которые позволяют людям планировать, фокусировать внимание, запоминать инструкции и успешно выполнять несколько задач. Эти навыки имеют решающее значение для обучения и развития. Они также обеспечивают позитивное поведение и позволяют нам делать здоровый выбор для себя и своих семей. Исполнительные функции и навыки саморегуляции зависят от трех типов функций мозга: рабочей памяти, умственной гибкости и самоконтроля.

Вмешательство – это попытка повлиять или изменить ход событий, предоставляя помощь или информацию или иным образом манипулируя ситуацией.

Совместное взаимодействие – это когда, например, родитель и ребенок смотрят совместно какие-либо мультимедиа или играют вместе и одновременно задают вопросы или общаются друг с другом.

Нейропластичность – это способность мозга реорганизовываться, формируя новые нервные связи на протяжении всей жизни. Нейропластичность позволяет нейронам (нервным клеткам) в головном мозге компенсировать травмы и заболевания и корректировать свою деятельность в ответ на новые ситуации или изменения в окружающей среде.

Забота о детях – это стабильная среда, чувствительная к потребностям детей в области здравоохранения и питания, с защитой от угроз, возможностями для раннего обучения и взаимодействиями, которые поддаются реагированию, эмоционально поддерживают и стимулируют развитие.

Положительный ответ на стресс – это нормальная и важная часть здорового развития, характеризующаяся кратким увеличением частоты сердечных сокращений и умеренным повышением уровня гормонов.

Посттравматический стресс – это биологические и психологические реакции на тяжелые невзгоды, включая беспокойство, страх, нервозность, ночные кошмары, ощущение, что вы переживаете травму, эмоциональное онемение, навязчивые воспоминания о травмирующем опыте.

Посттравматическое стрессовое расстройство, или ПТСР – это расстройство, которое может возникнуть после воздействия травматического опыта, когда посттравматические симптомы сохраняются дольше, чем обычно; обычно определяется постоянными симптомами повторного переживания опыта, избеганием ситуаций, которые напоминают о травматическом опыте, пугающими мыслями, чувством постоянной настороженности или гиперактивности.

Стимулирующий фактор – это общий показатель хорошей адаптации или желаемых результатов; иногда называется активом или ресурсом.

Защитный фактор – это модератор риска или неблагоприятных событий, который имеет больший эффект или дополнительные эффекты, когда риск или неблагоприятные обстоятельства высоки, чем когда низкий риск, так что индивидуум делает лучше, чем можно было бы ожидать для этого уровня риска.

Психосоциальная депривация – это отсутствие в физической или социальной среде соответствующих стимулов, необходимых для эмоционального, социального и интеллектуального развития человека.

Психосоциальная стимуляция – это обеспечение физической стимуляции ребенка с помощью сенсорной информации (например, визуальной, слуховой, тактильной), а также эмоциональной стимуляции посредством привязанности воспитателя и ребенка. Формирование этой связи в начале жизни создает состояние для когнитивного, эмоционального и социального развития в дальнейшей жизни. Кормление и другие способы ухода за ребенком предоставляют возможности для психосоциальной стимуляции и помогают установить позитивную связь между лицом, осуществляющим уход и самим ребенком.

Устойчивость психики ребенка – это способность ребенка успешно адаптироваться к изменениям (неприятностям или рискам), которые угрожают выживанию или развитию человека; положительная адаптация или развитие в контексте значительного неблагоприятного воздействия. Определение устойчивости подходит для широкого толкования, но большинство согласны с тем, что оно не относится к статическим чертам личности или атрибуту, а скорее к процессу или конструкции, которая сочетает в себе воздействие неблагоприятных факторов с реакцией и результатом.

Фактор риска – это показатель риска для указанного отрицательного или нежелательного результата в группе людей

Безопасная привязанность: ребенок, который находится в надежных руках, активно исследует окружающую среду в присутствии воспитателя, заметно расстраивается из-за разлуки и тепло приветствует воспитателя, когда они снова воссоединяются.

Эффект разлуки. Когда ребенок сформировал привязанность, он будет демонстрировать любой из видов стрессового поведения, когда он отделен от фигуры привязанности, включая протест, страх и отчаяние.

Минимизация стресса относится к концепции поддерживающих отношений со взрослыми, которые уменьшают влияние системы реагирования маленького ребенка при воздействии стресса. Это взаимодействие способствует возвращению к исходному уровню физиологических реакций, таких как учащение сердцебиения, кровяное давление и выброс гормонов стресса, таких как кортизол.

Умение справляться со стрессом – это процесс, с помощью которого более мягкий или управляемый опыт улучшает реакцию человека на будущие стрессовые переживания; когда стрессовое воздействие или проблемы усиливают или подготавливают систему для лучшей адаптации в будущем.

Задержка роста – это низкий рост для возраста, вызванный длительным недостаточным питанием или частыми инфекциями. Распространенность задержки роста среди населения показывает, сколько детей плохо растет из-за хронически плохого потребления питательных веществ. Задержанные дети подвергаются риску нарушения мозгового развития, снижения IQ, ослабления иммунной системы и серьезных осложнений со здоровьем, таких как диабет и рак в более позднем возрасте.

Синапс – это точка соприкосновения одного нейрона с другим, между дендритом одной клетки и аксоном другой. Синапс позволяет одному нейрону передавать электрический или химический сигнал другому.

Синаптическое сокращение – это процесс устранения синапсов в мозге, который происходит (в основном) между ранним детством и началом полового созревания у многих млекопитающих, включая людей. На обрезку влияют факторы окружающей среды, и считается, что она представляет собой обучение. После подросткового периода объем синаптических связей снова уменьшается из-за синаптического сокращения.

Теломер – это концевой участок хромосомы, который защищает целостность ДНК и поддерживает ее стабильность в процессе репликации. Исследования показывают, что стресс сокращает длину теломер, ускоряя гибель клеток и отрицательно влияя на здоровье и долголетие человека.

Допустимая реакция на стресс – это активация систем оповещения организма в результате более серьезных и длительных трудностей, таких как потеря любимого человека, стихийное бедствие или пугающая травма. Если активация ограничена по времени и защищена отношениями с взрослыми, которые помогают ребенку адаптироваться, мозг и другие органы восстанавливаются от того, что в противном случае могло бы иметь разрушительные последствия.

Реакция на токсический стресс – это реакция на сильные, частые или продолжительные неблагоприятные ситуации, такие как физическое или эмоциональное насилие, хроническое пренебрежение, злоупотребление психоактивными веществами, связанное с уходом, психическое заболевание, воздействие насилия и / или накопленное бремя семейных экономических трудностей — без адекватной поддержки взрослых. Этот вид длительной активации систем реагирования на стресс может нарушить развитие архитектуры мозга и других систем органов и повысить риск развития заболеваний, связанных со стрессом, и когнитивных нарушений, вплоть до зрелого возраста.

Уязвимость в психологии – это восприимчивость или чувствительность отдельных лиц или систем к вреду от конкретной ситуации, угрозы или фактора риска; модератор реакции на несчастье или риск, который приводит к более высоким, чем типичные негативные последствия.

Сверху